1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»

1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»

Феноменология Другого Сартра . В нашем противоречивом мире тема Другого для современной философии стала одной из ведущих благодаря двум взаимоисключающим обстоятельствам. С одной стороны, усложнение коммуникации и нарастание их различных форм позволяет разнообразить способы общения, открывать новые горизонты сосуществования с Другим и, тем самым, выявить новые стороны индивидуальности. С другой стороны, те же самые процессы ведут к возрастанию анонимности самих субъектов общения, когда другая сторона воспринимается просто как некто, когда реальный Другой превращается в знак, когда ты сам становишься знаком в общении, социальной маской. Сложилась ситуация, которую описал Фромм в своих экзистенциальных противоречиях: Но актуальность темы Другого не только отражает реальные проблемы сосуществования. В ней нашла свое выражение и собственно философская проблема, в первую очередь проблема сознания.

Попова О. В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии

Человек подвержен множеству эмоций, чувств, но самым интересным, существенным из всех них является страх. Страх - часть жизни любого индивида и без него наше существование осталось бы опустошенным. Страх может погубить, может спасти, его природа сродни теории хаоса, неизвестно, когда он может возникнуть, а когда пройти. Можно научиться подавлять его в себе, но искоренить - невозможно.

Angst (метафизический страх) – центральный концепт немецкой . концептах как страх (Ясперс, Хайдеггер), тошнота, тревога (Сартр), тоска, скука (Камю). Здесь важно не психологическое содержание феномена страха, а его.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С.

В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса.

Узнай стоимость написания твоей работы Категория трагического в драматургии Ж. Актуальность темы научной работы. Трагическое как одна из важнейших категорий эстетики и философии неотделимо присуще искусству и бытию человека. Человек смертен, и его неизменно волнуют проблемы жизни, смерти и бессмертия. Искусство, отображающее страхи и надежды человечества, в своих размышлениях тяготеет к трагедийной теме. Иными словами, отдельная жизнь человека и всеобщая история человечества немыслима вне трагического аспекта.

Список произведений по запросу"сартр" По поводу этого феномена Сартр в «Бытии и ничто» писал: «если я постигну «мое» сознание в . Страх перед коммунизмом, достигший апогея во время холодной войны, подпитывал.

В довоенные годы Сартр был откровенно аполитичен. Но все меняется с начала х годов. Он начинает активно интересоваться политической жизнью, принимает участие в движении Сопротивления. На рубеже х — х годов Сартр стремится создать партию, объединяющую левую интеллигенцию, выступает за сотрудничество с французскими коммунистами. В м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе однако он от нее отказывается.

В период студенческих волнений года во Франции Сартр — признанный кумир бунтующей молодежи. Философия Сартра формировалась под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется через три формы: Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции. Субъективность самосознания приобретает внешнюю предметность только тогда, когда существование личности входит в кругозор, в поле зрения другого сознания.

"Философия страха"

Но проблема в том, что у человеческого существования нет смысла. У человека нет сущности, нет того, для чего он. Сартр в принципе негативно относится к идее, что человек сотворен Богом. Когда мастер делает какую-то вещь например, ножик , он знает, для чего эта вещь будет служить. И когда мы говорим, что человека создал Бог, мы утверждаем о нем нечто подобное:

ванию феномена страха и его влиянию на фор- Только страх был познан в своем осново- . тельно Сартр отвергает существование Бога. «.

Феноменология Гуссерля представляет собой продолжение трансцендентально-философских начинаний Декарта и Канта. Концепция сознания Сартра, в свою очередь, - импровизация феноменологической. Сартр отделяет себя от Канта, поскольку, говоря о феноменах, он имеет в виду не явления, в противоположность ноуменам, а то, что само себя показывает, или реальность, за которой ничего не стоит пост-ницшевское прочтение Канта. Но Сартр отмечает, что, не смотря на то, что Гуссерлем преодолены некоторые дуализмы: Так объективность вещи заменена объективностью феномена, обоснованной с помощью бесконечности .

Сартр же считает необходимым доказать, что за явлениями нет ничего, что явления поддерживаются не бытием, а сами собой: Знание само по себе не может быть объяснением бытия. Бытие не может быть редуцировано к феномену бытия. Это постулирование трансцендентности сознания и его объекта ведет к отказу как от метафизики, так и от теории познания, предполагающих одна другую.

Важнейшее замечание Сартра, предупреждающее о возможной ошибке сведения сознания к знанию: Поэтому следует повернуть сознание к объекту. Здесь Сартр снова повторяет тему предыдущих своих работ, повторяет, что рефлексия не первична. Сартр напоминает также о том, что понятие бессознательного сознания абсурдно, как знания сознания. Сартр приводит пример счета сигарет в пачке, тем самым, демонстрируя непроизвольность счета:

Глава 16. Т

Помощь в написании работы, которую точно примут! Введение Актуальность темы исследования. События последнего столетия свидетельствуют о том, что наука и общество столкнулись с фактом глобализации чувство страха в созданный самим же человеком мира. Страх становится объективным фактором, который влияет на процессы общественной жизни.

Феномен страха и его социальные характеристики в русской . этих течений С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, А. Камю, К. Ясперса, 3.

Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике: Однако она пришлась ко времени благодаря тому, что была вписана в конкретику истории. Всякая война вынуждает осажденных выйти из оцепенения, не считать более свою жизнь незыблемой, навеки определенной сущностью. Освобождение — это всегда и в первую очередь освобождение себя. Сартр прямо напишет об этом, как только танки союзников войдут в Париж: Мы никогда не были так свободны, как во времена немецкой оккупации.

Мы лишились всех прав — в первую очередь права говорить; нам каждый день швыряли в лицо оскорбления, а мы должны были молчать; нас массово депортировали как рабочих, как евреев, как политзаключенных; повсюду — на стенах, в газетах, на экранах — мы видели то отвратительное бесцветное лицо, которое наши угнетатели называли нашим лицом: Гегелевская диалектика Господина и Раба остается движущей силой его мысли, но обретает новое лицо после недавних разоблачений, связанных с Холокостом.

Гибель миллионов депортированных в газовых камерах могла бы убить идею примата свободы еще до ее появления на свет. Поэтому необходимо было поторопиться, почистив посылки онтологии, отдающей существованию преимущество перед этим немыслимым событием.

Феноменология Другого Сартра

Биография[ править править вики-текст ] Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне. Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели , окончил Высшую нормальную школу фр.

(время жизни Сартра) в европейской философии многое произошло, и облик ее . Сартр приводит ощущения человека, стоящего на краю пропасти: страх, который .. Феномен бытия требует трансфеноменальности бытия».

БЕКА Проводится анализ современной социальной реальности - общества риска как контекста, в котором тематизируется феномен страха. Цель статьи - выявить, какое место занимает страх в современной структуре социальности. Для этого анализируются сущность современного общества и сущность страха, присутствующего в нем.

Анализ проводится на основании концепции У. В концепции Бека связываются и взаимоопределяются страх и риск. При этом у Бека обнаруживаются те же идеи, что и в предшествующей традиции - психоаналитическом и экзистенциальном направлениях: В условиях современного общества, отличительными признаками которого являются плюрализм, децен-трация, фрагментарность, изменчивость, неопределенность, анализ феномена страха становится особенно актуален.

Современное общество является обществом риска. Человек в этом обществе всегда находится в ситуации выбора, сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения на свой страх и риск. Свобода выбора, неопределенность результата выбора и его последствий, ответственность за них выступают неотъемлемыми конституентами социальной реальности, в результате чего становится актуальным выявление места и роли страха в современном обществе.

В данной статье проведен анализ одного из направлений тематизации феномена страха — современного типа социальности. Бека — наиболее репрезентативной фигуры этого направления. Прежде всего, стоит отметить, что тематика страха в концепции Бека является производной от проблематики общества риска.

Ю.М. Бохенский. Современная европейская философия

Ярославль Экзистенциализм — философское течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Истоки экзистенциализма как особого направления мысли содержатся в учении С. В противовес панлогизму, растворяющему бытие в мышлении, т.

Сартр дифференцирует два вида страха: страх экзистенциальный и страх перед Феномен страха в русской философии В русской религиозной.

Основные социально-исторические типы страха Введение к работе Актуальность темы исследования определяется сложностью современной ситуации развития российского общества и попыткой осмысления характерных для нее радикальных трансформаций, затронувших все уровни и сферы человеческого бытия, а также поисками выживания человечества, ив перспективе - путей его устойчивого и цивилизационного развития. Происходящие в российском обществе глобальные изменения провоцируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров, утрате целей и бытийных смыслов.

Человек как родовое существо нуждается в поиске равновесного положения в мире, гармоничного существования, в новом типе самоопределения. Такая потребность связана с реальным расщеплением социальной структуры человеческого бытия, следствием которой становится утрата позитивной основы жизнедеятельности человека и повышенная тревога за судьбу человечества. Страх оказывает большое влияние на жизнь современного человека, выстраивающего в свою жизнь в сложных социальных условиях.

Настроение и поведение социальных субъектов в целом зависимы от тех чувств, которые они питают в отношении будущего, и страх перед ним является типичным для современной эпохи. Проблемы социального страха, катастроф, социальной неустойчивости, деструкции актуализируются в контексте проблем выживания и развития российского общества, поиска социальных сил, которые могли бы способствовать укреплению позитивных процессов.

Исследование страха как феномена современного общественного бытия становится особенно актуальным в переходные периоды развития общества, в точках экстремума социальных систем, когда повышается интенсивность ощущения страха, и он обретает глобальный характер. Древние сочувствовали тем, кому доведется жить в эпоху перемен, и их слова можно с полным основанием отнести к большинству людей, живущих в современной 4 России.

Происходящие в России исторические реформы, наряду с позитивными переменами в общественно-политической и социально-экономической сферах вызвали существенные изменения в укладе жизни населения, его иерархической: Отсутствие четкой и ясной концепции реформ, ошибки в их осуществлении, сложности переходного периода поставили в очень тяжелое положение большую часть населения. Очевидный кризис власти, ее низкая эффективность в решении; задач управления; в условиях перехода к рыночным отношениям, слабая защищенность населения от негативных явлений породили у многих тревоги, опасения и страхи за свое будущее и будущее своих детей.

Основные понятия страха и его функции

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Хотя проблемы, связанные с феноменом страха и ужаса, так или иначе .. П . Сартра (), будущее скрыто от знания человека.

Второстепенная подтема — Человек и общество. Выбор данной темы обусловлен интересом к проблеме восприятия человека Сартром в разных плоскостях и на разных уровнях его существования. Мы не станем подробно останавливаться на перцептивных моментах философии Сартра, в виду их особой сложности, подробная остановка на которых повлекла бы за собой существенное увеличение объемов работы.

Перцептивные моменты будут взяты выборочно, так, чтобы не оставить без внимания важные моменты в структуре рассуждений философа. Мы не станем менять ветвь построения рассуждений приведенную в книге и будем следовать за её развертыванием вслед за автором прибегая к прямым ссылкам на источник. Мы попытаемся собрать из основных базовых положений философии Сартра цельную концепцию с как можно меньшим количеством противоречий неизбежно возникающих при погружении в его философское наследие.

Для полноценной картины философии Сартра, в рамках рассматриваемого нами периода, мы обратимся к его рассуждениям и критике предшествующей ему философской традиции классической философии , и его непосредственных предшественников постклассической философии , чьим продолжателем его можно назвать. Основными источниками нашего рассмотрения будут следующие книги: Мы специально нарушим хронологию создания книг, чтобы это не повлекло за собой методологическую неточность.

Жан-Поль Сартр - Дурная вера (Ретал)

    Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни тут!